Latvian school for the creators of new Ukraine

Latvian school for the creators of new Ukraine

Latvian school for the creators of new Ukraine

The political course of the modern Ukrainian nation is very evident: cooperation with NATO and the EU, the reformation of the political, social and economic state of Ukraine to become in line with European standards and norms. Such actions can be and should be praised, however by praising and providing feasible help the quintessential question should not be forgotten: What does the Ukrainian society require to overcome post-soviet realities and enter the path for a fully functional and European development? This requires a systematical solution. If this solution is not found then no reformations, no diplomatic assistance, no sympathy from the EU, no humanitarian aid or favorable credit terms will be able to change the situation.

Possibly the delegates from the Ukrainian city Nikolaev on visiting Liepaja and Riga on the 26th to 29th of September could facilitate in the search of an answer to the question stated above. Does this sound excessively ambitious? Possibly ambitious, but not excessively. Well, at least from our perspective.


“The Two Ingredients of Success”

Generally every successful and extensive reform is made up of two components. Firstly comes the program – it should be clear, realistic and at the same time daring. Secondly come the people, who represent a decent enough number, big enough to make this even a possibility and at the same time possessing all the required qualities to make it a reality. These qualities must include the foremost strong morals and willpower. Never will the battle against corruption be successful if the person fighting this battle can persuaded by “good money”. Besides a strong moral foundation, certain professional qualities, and level or knowledge is required as well.

Overall, the people involved are always more crucial and important than and program or plan. To develop a comprehensible roadmap for such reforms it is merely enough to just hire some professional economists and political scientists. The real question lies in where can we find competent leaders? Where can you find the people who are going to do the work not only in the big cities, but also in regions and even villages to initiate this “new way of living”?

Obviously, at this moment the success factor of the new reforms and the future of Ukraine is directly correlated with whether it will be possible to create such leaders or not. And the fate of the Ukraine is going to paint a framework for the future of the rest of Eastern Europe and Russia as well.

“Development Office”

When my colleague and good friend Alexander Noynets had informed me that in association with the administration of Nikolaevsk region a “Development Office” aimed at the development of the area is being formed, I was very pleased with the idea, and found it very positive. The essence of the idea was that the experience gained from collaboration between governmental institutions and volunteers, which was initiated earlier by the Ukrainian Defence ministry, should be incorporated in the civil sphere. The Development Office was conceptualized as a platform there civil activists could interact with regional councils, with the aim to incorporate reformations on a regional level, fighting corruption and the delivery of various projects related to the improvement of the city and region.

The idea to lay the foundation for the Development Group was an answer to the question of where to recruit the new managerial resource from. That was however only answering half the question. Truly, within the context of modern Ukraine one cannot find a better source than volunteers - a variety of people, from various walks of life who have made the extra step to help their society.  As typical as this might sound, these people had already proven to their country and their people that they possess the necessary moral values and willpower to make push nation onto the path of European development.

We still have the second part of the question though. It was clear where to get new blood for the reformation army, but how are we going to make sure they are competent? Are they going to be trained in Ukraine? Are they going to adopt the experience of Soviet and post-Soviet officials? This was highly unlikely to be a good idea. Possibly only from the perspective of “knowing thy enemy”. So should they look for this experience within the EU? The answer might seem obvious, but only at first sight.

“The Unique Latvian Experience”

The EU is not a single country or nation. The member states have different histories and experiences. Western Europe is much more developed in an economic sense and has never known Socialist totalitarianism. Simply because of that the integration of their institutions and systems on to Eastern European soil would most likely be unsuccessful.

Eastern Europe had a history of being very close to the Soviet system – definitely too close than it would want to be. But even the countries of the Eastern bloc had much more liberal and softer realities than those of the USSR. Of course a Polish person will have a much easier time understanding and relating to Soviet realities than say a French of Dutch person, but still, the life within Socialist Poland was never as harsh and restricting as the USSR.

There are however three countries that have felt the full Soviet experience on their own skin. Latvia, Lithuania and Estonia are former Soviet republics, currently members of the EU, Schengen and NATO. All three have successfully gone from Soviet occupation to European integration. So their starting position was very similar to the one of Ukraine.

The three Baltic States have noticeable differences between each other though. Lithuania for example does not have a very large Russian (and Russian-speaking) population. In Latvia and Estonia however such communities exist, which make them much more relatable to Ukraine (especially the South East) and makes their experience more intriguing. So the options came down to Latvia and Estonia.

The Estonian way has one dominating characteristic – the historical, ethnical and cultural closeness to Finland. In fact most of the reformations and laws in Estonia were done to mirror those of Finland. This common denominator turned out to be very helpful, and the achievements of the Estonians should also be closely studied by the Ukrainians, however Latvia which operates within the EU, Schengen and NATO without any external models to follow resembles much more of a closeness to the Ukrainian situation.

In other words, Latvia as a country has already walked down the path which Ukraine is yet to start making its first steps on. The Latvian example of overcoming Soviet stigma is much closer to the one that Ukraine is yet to overcome. And thus, this makes Latvia the best school in the sense of practical experience exchange for those Ukrainians who are motivated to work on the reformation of their own country.

“The First Visit”

From the 26th to the 29th of September the delegates from the regional administration of Nikolaevsk were visiting Liepaja and Riga. Among the delegates were representatives of the “Development Office” – the governor’s advisors and volunteers. The goal was to study the operation of the Liepaja city council and meetings with representatives of the Latvian Seaima and various NPOs. The first part of the program was organized by the Liepaja City Council and the second with Delegates from the Saeima and the NPO “European Russians” (the initiator of this meeting was the author of this text).

How the visits went can be read below from the experiences of the participants themselves; there are two aspects that are worth mentioning.

Firstly – and this was something everybody agreed one, the quality difference between the current group of volunteers and the ones from previous Ukrainian visits was very significant - in a good way. People were expecting to see representatives form a much older age group and social class – but what they saw was group of ambitious young people, mostly women.

Secondly (and this was also noticed by many) – besides the youth and high energy levels of the volunteers, they also carried a large amount of experience of practical work and a large collection of various projects many of which have already have been successful delivered and some  which are only in the early development stages.

Now the most important mission is to make sure that all of this doesn’t just end at one introductory visit. To share the transformational experience of Latvia going from a Soviet republic to becoming a NATO and Schengen member state, and for this experience to become accessible to an ever growing number to Ukrainians, who will be able to learn and implement these lessons within Ukraine, a systematic study program should be formed in Latvia with an emphasis of practical implementation for future Ukrainian municipal workers, NPO members and politicians.

This is exactly what we at “European Russians” are willing to start working on in the nearest future. This is exactly the type of assistance that Ukraine needs the most right now. You can solve people’s problems a multiple times, but it is much more important to give them the knowledge and skills to learn to solve these problems independently – and to gain incredible achievements of their own.

Today Latvia possesses everything to become the school of Euro-Integration for Ukraine. We can only hope that this becomes a reality.

Dimitry Savvin

 

Elena Noynets, Deputy head of the “Development Group” of the Nikolaevsk region: Over the last years in Ukraine a new trait has been developed – socially active Ukrainians have united and learned to reform their country to high quality standards, without looking back at the resistance from the old system. WE have acquired all the necessary tools, but the final goal is still very generic. Thanks to the visit to Latvia our team has received a priceless opportunity to visualize the goals of reformation. The differences between the local councils and institutions can be talked about infinitely – the contrast is striking. All these differences ultimately lead to Liepaja and Latvia all together, over the last quarter of a century developing in accordance to a well-designed plan, the main characteristic of this plan being consistency. Every governing mechanism is in the right place, and even the slightest step away from these lawful principles leads to the disapproval and unrest of the public, which the governmental organs simply cannot ignore.  Over 5 working days we managed to establish good contacts with the local municipalities, representatives of various institutes, delegates from the Latvian Saeima. The results from our conversations and negotiations provide a basis to believe that future cooperation will be active and productive, as we all share the same values.

 

Olga Malyarchuk, Governors Advisor for the Nikolaevsk region: Ukraine is going through hard times. A highly ineffective reformation process of public administration over the last 2 years has been disrupted by the damaging actions of the Russian Federation, which has focused colossal amounts of effort undermine the sovereignty of Ukraine. Dealing with real threats supplemented by an external enemy became the responsibility of civil unions and that together with a large amount with internal pressure from old and established corruptioneers. For long we have been pushing our organization towards the values which are identical to the ones that the EU members share. 25 years ago Latvia was in a similar situation which Ukraine is in now, but thanks to the willpower of the Latvian society and help from European partners the people of Baltic States managed to escape from the Soviet realities thus creating a standard of living of which modern Ukrainians can only dream of. The examples are numerous: An automatic system for street lighting, traffic lights, waterworks.  A developed system of bicycle lanes and parking spaces, modernized playgrounds for children, comfortable kindergartens, well designed living condition for people with vision impairment, renovated energy efficient housing and Waste recycling centers – none of this wouldn’t be possible without the financial help of the EU. Ukraine is in serious need of help from its European partners and we hope for an organized and methodic aid from our newfound Latvian partners.

 

Nelly Yarovenko, Governors Advisor for the Nikolaevsk region: Liepaja rejected the methods of Soviet “Societal Control” and embraced the European model of qualitative services for its citizens. With the introduction of the term “service” into the public administration of Liepaja, came the understanding of the need to provide these services to a level of quality which is prevalent within the private sector. Every action that is executed by the Liepaja administration is embedded with the strong will and interest to improve the lives of citizens, and the employees of the municipalities happily participate in important and charitable work outside of office hours. The waste recycling plant we visited had left a very strong impression. Waste is a massive problem within our region and is currently solved in the most basic of ways – open dumping grounds. To have the opportunity to see an improved system is invaluable.

 

Alexey Proydysvit, head of public organization “Institute of reformation for public administration”:  Based on information provided by the Saeima, the level of corruption regarding governmental purchases is in the region of 7-9%. This is taking into account that most procurement is done in the form of paperwork – the same system which lead Ukraine to develop “corruption en masse”. A few months back Ukraine successfully had adopted the ProZorro procurement system, which is officially admitted to be the best in Europe, and we are ready to help the Latvians with the integration of this system. In everything else, however, we are very much falling behind. It was still pleasant that we had something to boast about. We saw that an approach based on systematic providing of high quality services can solve a lot of problems. The main difference between Ukraine in Latvia is a radically different approach to work from the side of the municipality representatives. In Liepaja we are pleasantly surprised to see the workers of the local council putting in a lot of effort to please the citizens and provide a great service. Unfortunately the situation in Ukraine is very different. Our officials are stuck in the Soviet past to a much bigger extent.
The kindness and openness that we are greeted with in Liepaja and Riga left a very strong impression. It was incredibly pleasant to see that everyone is willing to help us and share their experience.

 

Anton Gromov, chairman of the board in NCO “European Russians”: First of all I would like to thank my colleague, co-founder and chairman of the board of our NCO and party member if the party “Vienotiba”  Artyom Urshulsky for organizing this visit for our Ukrainian colleagues to the Latvian parliament and the meetings of representatives of NPOs. We have laid the foundation to a very crucial process, which can help improve the lives of Ukrainian citizens and improve the dialogue between Russian and Ukrainian representatives of the “European choice”, regardless of the official positions the Ukrainian and Russian governments. May I add that our organization has big plans aimed at the development of such initiatives and the expansion of them for young democratic leaders, economists and managers from Russia. During my visits to the “Free Russia Forum” in Vilnius and the “Open Russia” conference in Helsinki I saw a large interest in our project from the attendees of these events. Latvia is a natural and successful example of an ex-Soviet republic that has successfully foregone the process of integration into the Euro-Atlantic institutions, and the presence of a large Russian and Ukrainian population here makes this experience even more relevant for modern Ukraine and a post-Putin Russia. Global changes within our countries will be foremost dependent of the middle class of young pro-European oriented specialists which will come to replace the compromised older colleagues. Our current duty now is to promote such resource. I am confident that our organization will bring its hearty investment into this positive process.

European Russians

Leave a Reply

Close

Латвийская школа для строителей новой Украины

Латвийская школа для строителей новой Украины

Латвийская школа для строителей новой Украины

Политический курс современного украинского государства вполне однозначен: ориентация на Евросоюз и НАТО, перестройка политического, социального и экономического строя Украины в соответствии с европейскими стандартами и нормами. Подобные намерения, разумеется, можно и нужно приветствовать. Но, приветствуя и даже оказывая посильную помощь, не следует забывать самого главного вопроса: что необходимо украинскому обществу для того, чтобы преодолеть советский морок и выйти на путь полноценного – и европейского – развития? Здесь требуется системное решение. И если его не будет, то ни точечные реформы, ни дипломатическая поддержка, ни симпатии гражданского общества ЕС, ни гуманитарная помощь, ни даже льготные кредиты ничего не изменят.

Возможно, визит делегации из города Николаева, 26-29 сентября посетившей Лиепаю и Ригу, будет способствовать поиску ответа на поставленный выше вопрос. Звучит излишне амбициозно? Амбициозно, но не излишне – по крайней мере, на наш взгляд.


 

Два слагаемых успеха

 

В конечном итоге, любая успешная и масштабная реформа складывается из двух компонентов. Во-первых, из программы – ясной, четкой, реалистичной и при этом достаточно смелой. Во-вторых, из людей, достаточно многочисленных для того, чтобы ее реализовать, и при этом обладающих всеми необходимыми качествами. В первую очередь, конечно, моральными и волевыми: никогда борьба с коррупцией не будет успешной, если человек, который ею занимается, сам готов продаться за «хорошие деньги». А кроме адекватного нравственного уровня, требуются еще и определенные профессиональные навыки, и уровень знаний.

И, в конце концов, люди всегда важнее любой программы и любого плана. Для того, чтобы разработать грамотную дорожную карту реформ, достаточно заплатить гонорар нескольким профессиональным экономистам и политологам – и вы получить дорожную карту. Но вот где взять кадр профессиональных управленцев? Откуда рекрутировать тех, кто будет работать не только в столицах, но и в регионах, даже и в райцентрах, даже и в деревнях над тем, чтобы эти регионы, райцентры и деревни начали, наконец, «жить по-новому»?

Очевидно, что будущее украинских реформ – и будущее Украины – сейчас напрямую зависит от того, удастся ли сформировать такой кадр управленцев-реформаторов, или нет. А от будущего Украины, в свою очередь, в немалой степени зависит дальнейшее развитие всей Восточной Европы, а также и России…

 

«Офис развития»

 

Когда мой коллега и добрый приятель Александр Нойнец объявил о том, что при областной администрации Николаевской области создается Офис развития Николаевщины, мне эта идея показалась весьма интересной – и очень правильной. Суть ее состояла в том, чтобы опыт сотрудничества госструктур и волонтеров («волонтерский десант»), ранее апробированный в министерстве обороны Украины, переносился в гражданскую сферу. Офис развития замышлялся как площадка, где гражданские активисты смогут взаимодействовать с областными органами власти, с целью продвижения реформ на региональном уровне, борьбы с коррупцией и для реализации различных проектов по развитию города и области.

Идея, положенная в основу работы Офиса развития, была ответом на вопрос о том, откуда рекрутировать новый управленческий кадр – вернее, половиной ответа. Действительно, нельзя в современной Украине найти более подходящую для этого среду, чем волонтеры. Множество людей из самых разных социальных слоев, бросившие привычную жизнь ради того, чтобы помогать, как бы это ни пафосно звучало, своей стране и своему народу, на деле доказали, что они обладают необходимым морально-волевыми качествами для того, чтобы двинуть свое государство по европейскому пути.

Но, однако, оставалась вторая половина вопроса. Где набрать новобранцев для армии реформ, понятно. Но где и как их готовить? На Украине? Перенимать опыт советских и постсоветских чиновников? Едва ли это хороший вариант – разве лишь в том смысле, что врага надо знать в лицо. Тогда в Евросоюзе? Ответ, казалось бы, очевидный. Но лишь на первый взгляд.

 

Уникальный опыт Латвии

 

Евросоюз – это, все же, не единое государство. И у стран, входящих в него очень разный опыт – в том числе, исторический опыт. Западная Европа – более развита в экономическом плане, но она никогда не знала социалистического тоталитаризма. Вследствие этого, простое перенесение многих тамошних институтов на постсоветскую почву едва ли возможно, и едва ли будет успешным.

Восточная Европа познакомилась с советской системой весьма близко – явно ближе, чем ей бы хотелось. Но при этом режим «стран народной демократии» в среднем был значительно мягче и даже либеральнее, чем в СССР. Несомненно, поляку советские «нюансы» понять легче, чем французу или голландцу, но все же в ПНР гайки никогда не закручивались так жестко, как в Советском Союзе.

Однако есть в ЕС три государства, познавшие советскую жизнь во всем ее пугающем многообразии. Это Латвия, Литва и Эстония, бывшие республики СССР, ныне входящие в состав Евросоюза, Шенген и НАТО. Все три успешно прошли путь от советской оккупации к европейской государственности – то есть стартовая точка у них была к украинской наиболее близка.

Однако три балтийский республики также отличаются друг от друга. В Литве, например, нет большой русской (и русскоязычной) общины. В Латвии и Эстонии таковые общины есть, что сближает их с Украиной (особенно, с украинским Юго-Востоком) и делает их опыт более интересным. Стало быть, Латвия или Эстония?

Но эстонский путь имеет одну характерную особенность, обусловленную исторической (этнической и культурной) близостью Эстонии и Финляндии. Фактически, все реформы в Эстонии сводились к одному знаменателю: «как в Финляндии». Знаменатель не самый плохой. И эстонские достижения украинцам тоже следует активно изучать. Однако опыт Латвии, которая двигалась в ЕС, Шенген и НАТО без подобных внешних ориентиров, все же больше соответствует украинским условиям.

Или, иначе говоря, Латвия – это та страна, которая уже прошла той дорогой, которой Украина только намерена идти. Латвийский опыт преодоления советчины наиболее близок к тому, что нужно Украине. А значит, Латвия – это наилучшая школа именно в смысле практических наработок для тех украинцев, которые всерьез намерены работать над реформированием собственного государства.

 

Первый заезд

 

Двадцать шестого – двадцать девятого сентября состоялся визит делегации областной государственной администрации Николаевской области в Лиепаю и в Ригу. В состав делегации вошли представители Офиса развития – советники губернатора и волонтеры. Целью было изучение работы местного самоуправления (в Лиепае) и проведение встреч с депутатами Сейма и представителями некоммерческих организаций (в Риге). Первая часть программы была организована Лиепайской городской Думой, вторая – депутатами Сейма и НКО “European Russians” (инициатором визита был автор этих строк).

О том, как все прошло, рассказали сами участники (см. ниже); а здесь хотелось бы обратить внимание на два принципиально важных аспекта.

Первое – и это то, о чем говорили все, кто работал с николаевской делегацией – невозможно было не заметить качественного отличия прибывшей группы от ранее приезжавших из Украины визитеров. Ожидали увидеть «солидных, толстых и усатых» – приехали молодые и веселые, причем в основном – девушки.

А вторая особенность (и это тоже было отмечено всеми) заключалась в том, что помимо молодости и веселья в активе у делегатов было еще кое-что. А именно, большой опыт практической работы – и множество проектов, некоторые из которых уже реализованы, а некоторые – пока еще лишь задуманы.

Словом, и в Лиепае, и в Риге встречающая сторона увидела одно: новых людей. Тех самых, из которых можно формировать новые, уже совершенно несоветский, кадр, пригодный и для управленческой деятельности, и для работы в сфере НКО, и для многого другого. И это, быть может, самое главное.

Теперь же осталось дело за самым главным: сделать так, чтобы все не закончилось на одной единственной, ознакомительной, поездке. Чтобы латвийский опыт трансформации бывшей советской республики в страну НАТО и Шенгена стал доступен – и был досконально изучен – максимально большим число украинцев, способных потом творчески перенести его на почву своей страны. То есть необходимо организовать в Латвии систематическое обучение, с упором на практику, будущих украинских муниципальных работников, сотрудников НКО и политиков.

Именно этим и намерены заняться в ближайшее время сотрудники НКО “European Russians”. И именно такая помощь Украине сейчас особенно важна. Можно много раз помочь людям решить их сиюминутные проблемы. Но гораздо важнее научить их делать это самостоятельно – и самостоятельно добиваться все более впечатляющих успехов.

Сегодня у Латвии есть все, чтобы стать школой евроинтеграции для Украины. Остается надеяться, что именно так и будет.

Димитрий Саввин

 

Елена Нойнец, заместитель главы Офиса развития Николаевщины: за последние 2 года в Украине чётко очертилась одна очень важная особенность: социально активные украинцы объединились и научились качественно реформировать своё государство, не замечая сопротивления старой заскорузлой системы. Мы овладели необходимыми инструментами, но конечную цель сформировали только в общих чертах. Благодаря визиту в Латвию наша команда получила бесценную возможность визуализировать цели реформистской деятельности. Различия между подходами в организации местного самоуправления описывать можно очень долго – они разительны. Но основа этих различий сводится к тому, что и Лиепая отдельно взятая, и Латвия в целом, последние четверть века развивались по грамотному плану, основной отличительной особенностью которого является системность – каждый элемент механизма власти находится в правильном положении и любой, даже минимальный люфт, отступление от привычных всем режимов законности и порядка неизбежно влечёт активное негодование всех членов общества, игнорировать которое органы власти попросту не могут.

За 5 рабочих дней мы наладили контакты с местными управленцами, представителями институтов гражданского общества, депутатами Лиепайской думы и депутатами Латвийского сейма, результаты переговоров с которыми дают все основания полагать, что сотрудничество будет активным и плодотворным, потому что ценности у нас общие.

14484903_1170768669628049_6897473404568671085_n

Ольга Малярчук, советник губернатора Николаевской области: Украина переживает не лучшие времена: малоэффективный процесс реформирования публичной администрации за последние 2 года усложнился отравляющими действиями Российской Федерации, которая сфокусировала колоссальные усилия на уничтожении украинской государственности. Ненадуманные угрозы и вызовы, продиктованные внешним врагом, стали сферой ответственности и институтов гражданского общества, но опасность внутреннего врага в лице старых коррупционеров нельзя недооценивать. Мы давно декларируем ориентированность на ценности, которые абсолютно идентичны ценностям государств-участников Европейского Союза. 25 лет назад Латвия находилась примерно в тех же условиях, что и Украина, но благодаря зрелости латышского общества и помощи европейских партнёров прибалтийцы избавились от «совдепии» и смогли создать достойные условия проживания, о которых большинство украинцев может только мечтать. Простые примеры: система автоматического управления освещением, светофорами, водоподачи/водоотвода, развитая система велодорожек и велопарковок, современные детские площадки, комфортабельный детский сад, продуманная система условий проживания лиц, имеющих проблемы со зрением, реновированные энергоэффективные жилые дома, мусороперерабатывающий завод и жемчужина Курземе – Большой Янтарь – всё это не стало бы реальностью без финансовой помощи ЕС. Украине жизненно необходима поддержка европейских партнёров и мы очень надеемся на организационную и методологическую помощь со стороны наших новых латышских друзей.

14516397_1170768672961382_2598750583211604893_n

Нелли Яровенко, советник губернатора Николаевской области: …Лиепая отказалась от советской версии постановки цели государственного регулирования «управлять обществом» и как европейский город приняла современную доктрину – качественное обслуживание горожан. Синхронно с введением в обиход термина «услуга» в публичное администрирование, управленцам Лиепаи пришло понимание необходимости обеспечить обслуживание, качественно соразмерное категории «сервис» в частном секторе. В каждом управленческом решении латышей абсолютно чётко просматривается искреннее желание сделать жизнь горожан лучше, и сотрудники муниципалитета не стесняются делать добрые и важные дела даже в нерабочее время.

Отдельно яркие впечатления оставила станция сортировки мусора. Мусор – огромная проблема для нашей области, которая решается очень примитивно – открытыми свалками. Возможность посмотреть на систему работы на другом уровне – бесценна.

14449716_1170768729628043_4388254838837842315_n

Алексей Пройдысвит, глава Правления гражданской организации «Институт реформ публичной администрации»: По информации депутатов сейма, уровень коррупции в сфере государственных закупок оценивается латышскими предпринимателями на уровне 7-9%. И это с учётом того, что закупки проводятся в бумажном виде – в той форме, которая в Украине позволила развить коррупцию «до уровня повальности». Несколько месяцев назад Украина спешно внедрила электронную систему закупок ProZorro, которая официально признана лучшей в Европе, и мы готовы помочь латышам с внедрением подобного инструмента. В остальном же, мы сильно отстаём. Приятно было, конечно, что и нам есть, чем похвастаться. Но мы четко увидели, что подход, направленный на систематическую работу по качественному предоставлению услуг может решить много проблем. Главное отличие Украины и Латвии – это иной подход к работе представителей местного самоуправления. В Лиепае мы были очень удивлены, когда увидели, что представители коммунального управления относятся к своей работе, как к сфере услуг и стараются угодить жителям. К сожалению, в Украине дела обстоят совсем не так. Наши чиновники застряли в советском прошлом намного сильнее.

Та доброжелательность и открытость, с которой встретили нас и в Лиепае, и в Риге, оставила очень позитивное впечатление. Невероятно приятно было увидеть, что все готовы нам помочь и поделиться опытом.

 

Антон Громов, председатель правления НКО «European Russians»: В первую очередь хотел бы поблагодарить своего коллегу, сопредседателя правления нашего НКО и члена партии Vienotība Артёма Уршульского, за организацию визита украинских коллег в парламент Латвии и их встречи с представителями некоммерческих организаций. Мы положили начало очень важному и серьёзному процессу, который может помочь улучшить в конечном итоге жизнь простых украинских граждан и наладить диалог между русскими и украинскими сторонниками европейского выбора, вне зависимости от официальной позиции правительств Украины и РФ. Могу отметить, что наша организация имеет большие планы по развитию данной инициативы и расширению её на молодых демократических лидеров, экономистов и управленцев из России. В ходе своих визитов на «Форум Свободной России» в Вильнюс и на конференцию «Открытой России» в Хельсинки я увидел значительную заинтересованность в нашем проекте со стороны участников этих мероприятий, что не может не обнадёживать. Латвия является естественным и успешном примером бывшей советской республики, прошедшей форсированной процесс интеграции в евроатлантические институты, а наличие значительного процента русского и украинского населения здесь делает опыт этой страны актуальным как для нынешней Украины, так и для постпутинской России.  Глобальные изменения в наших странах будут в первую очередь завесить от среднего звена молодых проевропейски ориентированных специалистов, которые должны прийти на смену скомпрометировавшим себя старшим коллегам, наш долг сейчас заключается в том, чтобы подготовить такие кадры. Уверен, что наша организация внесёт в этот позитивный процесс свой весомый вклад.

European Russians

Leave a Reply

Close