Тамбовское восстание 1920-2015: «мемориальная война»

Тамбовское восстание 1920-2015: «мемориальная война»

Тамбовское восстание 1920-2015: «мемориальная война»

Термин «мемориальная война» ещё не утвердился в нашем лексиконе, хотя мемориальные войны стали «визитной карточкой» постсоветского пространства. Непрекращающаяся битва за историю полтора года назад выплеснулась на поля реальных сражений, где по одну сторону находятся «внуки победителей фашизма», а по другую «наследники героев освободительных войн». Мы живём в эпоху кремлёвско-украинской, кремлёвско-польской, кремлёвско-эстонской, кремлёвско-латвийской, мемориальных войн. Ожесточённые сражения идут вокруг Голодомора, пакта Молотова-Риббентропа, катынской бойни, прибалтийских депортаций.

1920_staff_tambov_green_army

Нельзя отрицать за всем этим и позитивного момента. Если советские шовинисты питают жгучую ненависть к эстонской или украинской национальной памяти, то можно смело констатировать, что эстонская и украинская нации состоялись. У них есть коллективные воспоминания, которые, по мнению французского социолога Эрнста Ренана, и лежат в фундаменте любой нации. Ненависть обитателей Мордора говорит лишь о том, что молодые народы пошли по правильному пути, выбросив на свалку истории советскую рухлядь, всех этих «бронзовых солдат» и «вечно живых» ильичей.

Путинский режим ведёт гибридную войну не только против живой силы противника, но и против исторической памяти восточно-европейских народов, включая русский народ, которому вместо здорового национального мифа подсовывается мессианство национал-большевистского толка. Фактически, Кремль ставит русских перед выбором: или переживать перманентное «чувство величия», гарантируемое Путиным, или освободиться от чекистских оков, но хлебнуть при этом «национального унижения», которое неизбежно в случае принятия русскими стороны Запада в «битве за историю». Задача русских антисистемных националистов – наглядно доказать, что избавление от советского наследия приведёт не к унижению, а к вящей национальной славе свободной России. Оно и понятно, ведь Национальная Революция – это прекрасный миг в истории каждого народа, когда доселе порабощённый народ выпрямляется и рвёт проклятые цепи. Но для осуществления такой Революции националисты должны иметь устоявшиеся представления о русской истории, о пантеоне героев, который придёт на смену советским идолам. Русским противникам чекистской живодёрни, так или иначе, придётся открыть ещё один фронт, начать свою собственную «мемориальную войну», имя которой – кремлёвско-русская.

Поскольку взгляд на историю подразумевает наличие определённой идеологии, то данная задача под силу только русским националистам, как наиболее идеологизированной части гражданского протеста. В радикал-либеральных кругах принято относится к идеологии с известной долей презрения. Либеральные фундаменталисты в российской оппозиции почему-то считают, что чекистский режим падёт исключительно в силу экономических обстоятельств – его падение неминуемо и стоит только подождать, пока железный занавес не рухнет над напором ценностей свободного рынка и открытого общества. Но почему тогда в стране Гайдара и Чубайса стала возможной тоталитарная реставрация начала 2000-х? Может быть «конец истории» всё-таки не наступил, а время идеологов-интеллектуалов не прошло? Трудно поспорить с тем, что красно-коричневые идеологи из «Изборского клуба» оказались куда нахрапистей и креативней светочей нашего либерализма. Казалось бы, оппозиции логично принять вызов евразийцев, национал-большевиков и прочих строителей СССР 2.0, но она как презирала, так и презирает любые идеологические штудии. Может быть, за годы советского паразитирования на русском патриотическом чувстве словосочетание «русская идея» и приобрело нежелательные ассоциации с водкой, медведем и балалайкой, но разве можно победить чекизм не имея собственной трактовки этой самой «русской идеи»? Если общество перестанет гордиться «великой победой» большевиков в войне 1941-1945, на которой, по словам фронтовика Виктора Астафьева, Сталин и Жуков «сожгли русский народ», то оно обречено гордится чем-то другим. Чем же?

Tambov_Rebellion

В этом году исполняется 95-летний юбилей Тамбовского восстания. В августе 1920 года терпение русских крестьян Тамбовщины перешло через край и они с оружием в руках выступили против большевистского произвола. Восстание возглавил член партии социалистов-революционеров Александр Антонов (надо, однако, отметить, что Антонов хоть и был по убеждению эсером, но действовал независимо от партии, которая не захотела одобрять восстание). Под командованием харизматического лидера повстанцы добились ряда побед над красными и превратили Тамбовскую губернию в один огромный партизанский край, где большевиков на каждом шагу подстерегала пуля или виселица. Весной 1921 года Москва наконец-то всерьёз озаботилась крестьянской войной и откомандировала на Тамбовщину 100-тысячную армию во главе с «красным Бонапартом» Тухачевским. Каратели применили к непокорному региону «оккупационную систему», с систематическим разрушением «бандитских» деревень, взятием заложников (в т. ч. женщин и детей), концлагерями. Против скудно вооружённых русских партизан коммунисты бросили бронеавтомобили, бронепоезда, авиацию и даже химическое оружие. К осени 1921 года восстание было подавлено и тамбовских крестьян вновь заковали в красные цепи. Александра Антонова вместе с братом выследили и убили в 1922 году.

JEAozqxcLtE

Крестьянско-большевистская война обошлась Тамбовщине как минимум в 110 тысяч жертв (таковы абсолютные безвозвратные потери губернии с 1920 по 1926 гг.). Впрочем, большевики были вынуждены пойти на некоторые уступки и вскоре ввели «новую экономическую политику», которая, однако, завершилась сталинской коллективизацией. Между тем, до сих пор не дана юридическая оценка событиям 1920-1921 гг., которые на взгляд любого непредвзятого исследователя являлись геноцидом народа Тамбовщины большевистским режимом. Не укоренилась память о восстании и в общественном сознании, даже после распада СССР. В этом нет ничего удивительного: властители РФ обожают праздновать триумфы, но не любят вспоминать трагедии, тем более те, где успели отметиться прямые предшественники сегодняшних «патриотов» – товарищи-коммунисты. Но если у Катынского мемориала они могут, ради потепления отношений с Польшей, проронить крокодилову слезу, то на безымянные кладбища тамбовских повстанцев им попросту наплевать.

r51Peg9YVIE

Но не наплевать нам. В августе этого года русские националисты выступили со смелой инициативой вынести обсуждение тамбовского геноцида на мировую арену. В «Обращении русской общественности в связи с 95-й годовщиной Тамбовского крестьянского восстания» содержится минимум исторических и юридических сведений, позволяющих классифицировать действия большевиков как яркий образец геноцида. Но «Обращение» – это не просто набор исторических и правовых фактов, но и документ, претендующий на политическое значение. Фактически, кампанией по увековечиванию Тамбовского восстания кладётся начало русскому нациостроительству. Вспоминая трагедию русского крестьянства (а большинство граждан РФ имеет предками крестьян), русский почувствует общность судьбы с украинцами, латышами, эстонцами и прочими восточно-европейцами, пострадавшими от советского тоталитаризма. Память о Тамбовском геноциде как ничто другое поспособствует «умиротворению» российского общества, чьи нервы расшатаны болезненным культом 9 мая и «воевавших дедов». Человек, на глубинном уровне переживающий трагедию своих предков, сведённых в могилу тоталитарным монстром, вряд ли решится на внешнеполитические авантюры, тем более ради наследников этого монстра. Следовательно, память о Тамбовском восстании формирует ответственный национализм и миролюбивый патриотизм, которые будут столь необходимы Русскому государству после краха чекистско-олигархической системы. Тамбовский повстанец, в отличие от красноармейца, не захватывал чужую землю, он защищал свою. Поэтому русское национальное движение, в РФ и в эмиграции, обязано воздать ему должное, провозгласить его образцом идейного борца за Свободную Россию.

WauQE_8HxCo

Таким образом, Тамбовское восстание находится как бы на пересечении всех болевых точек РФ. Постановка вопроса о геноциде подрывает легитимность Кремля (об этом неплохо бы напомнить некоторых оппозиционерам, которые вместо подрыва чекистской легитимности лишь укрепляют её своим участием в абсурдных и бесперспективных «избирательных кампаниях»), ведь кто как не отцы-основатели СССР-РФ санкционировали уничтожение тамбовского крестьянства? Она же нарушает идиотскую атмосферу эйфории и шапкозакидательства, царящую в РФ: как можно радоваться победам, когда не похоронены жертвы величайшей в истории России трагедии? Тамбовский вопрос подкладывает бомбу под культ 9 мая, на котором покоится путинский режим: как-никак в подавлении «антоновщины» видную роль сыграл будущий «марш Победы» Георгий Жуков (кроме него, среди карателей выделяется другой «герой ВОВ» – маршал Шапошников, который причастен к использованию против русских повстанцев запрещённого химического оружия). Может ли памятник орденоносному палачу украшать Манежную площадь? Наконец, история «антоновщины» развенчивает русофобский миф о предрасположенности русских к коммунизму. Какая уж тут «предрасположенность», когда в каких-то 500 километрах от Москвы советская армия выкорчёвывала всё живое, дабы свести на нет русскую антибольшевистскую герилью.

QTordDSaaNg

Кампания по увековечиванию Тамбовского восстания только набирает свои обороты. 16 августа состоялся митинг на Суворовской площади, чем положено начало ежемесячным митингам и пикетам в рамках кампании (следующий пикет должен пройти в Москве 13 сентября). Кое-где Антонов был назван «иконой радикальной оппозицией» и «русским Бандерой». В последнем есть определённый смысл: радио добровольческого полка «Азов» записало беседу с одним из вождей русской эмиграции Денисом Вихоревым, где одновременно обсуждались (что неслучайно!) тамбовские события 1920-1921 гг. и создание Русского Центра на Украине. Трудно спрогнозировать реакцию путинских пропагандистов на объявленную режиму «мемориальную войну», но уже сейчас можно сказать: антоновцы XXI века своей хватки не ослабят…

 

Текст: Федор Мамонов

 

Позиция автора может не совпадать с мнением редакции.

European Russians

Leave a Reply

Close